воскресенье, 10 февраля 2013 г.

бекбекей ыр тарыхынан

Научно-популярный исторический очеркОчерк «Аттила – предок кыргызов» посвящен древнейшему периоду кыргызской истории II–VII вв., когда предки кыргызов – гунны, или гуннокыргызы, совершали затяжной сверхдальний пятивековой поход в Европу. Именно они явились первопричиной так называемого Великого переселения народов и крушения Западной Римской империи. В очерке приводится семь конкретных научно-исторических доказательств, что гунны и кыргызы, в сущности, составляли один и тот же народ. Эти доказательства базируются на собственно исторических, археологических, лингвистических, культурологических и медико-генетических фактах. Предназначено для преподавателей, аспирантов и научных работников, занимающихся проблемами этногенезиса и культурологии кыргызского народа.Публикуется по книге: Бекбалаев А.А. Аттила – предок кыргызов: Научно-попул. истор. очерк. Б.: КРСУ, 2011. 116 с.УДК 94 (575.2)     ББК 63.3 (2Ки)    Б 42    ISBN 978-9967-05-792-0    Б 0503020911-11Кыргызско-Российский Славянский университет    Гуманитарный факультет Рецензенты:    Докт. филос. наук, акад., проф. НАН КР А.Ч. Какеев     Докт. филол. наук, проф. народный поэт Кыргызстана В.И. ШаповаловНаучный редактор – докт., истор. наук проф., акад. НАН КР В.М. Плоских СОДЕРЖАНИЕПРЕДИСЛОВИЕДОКАЗАТЕЛЬСТВО ПЕРВОЕ, историческое, с использованием критерия «алиби наоборот»ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ВТОРОЕ, историко-лингвистическое, с использованием критерия «алиби прямое»ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ТРЕТЬЕ, основанное на общегерманских легендах и на кыргызских санжыраДОКАЗАТЕЛЬСТВО ЧЕТВЕРТОЕ, на уровне культурологических аспектов этногенезисаДОКАЗАТЕЛЬСТВО ПЯТОЕ, обусловленное археологическими данными новейшего времениДОКАЗАТЕЛЬСТВО ШЕСТОЕ, основанное на принципе «единственного наследника»ДОКАЗАТЕЛЬСТВО СЕДЬМОЕ, тестирование на ДНКВМЕСТО ВЫВОДОВВо-первых, загадочность и таинственность происхождения народа, обозначенного в мировой историографии как «гунны»Во-вторых, никуда мы денемся и никак не опровергнем факт того, что именно гунны повлияли на дальнейший исторический путь развития ЕвропыВ-третьих, о значительной роли древнекыргызских племен сабиров и акациров в образовании и становлении кыргызского этносаВ-четвертых, имена гуннов и их легендарного предводителя Аттилы обладают некой магической силой притяженияВ-пятых, история имеет один-единственный путь развития ПРЕДИСЛОВИЕ Баатыры миS болсо,    бийи бир болсо – эл болот,     бийи миS болсо, баатыры    бир болсо – эл бузулат(Аттила) Много героев и один правитель     – будет народ,     много правителей и один герой     – народ распадется(Аттила) Viele Helden und ein Herscher-    besteht das Volk, viele    Herscher und ein Held –     das Volk geht auseinander(Attila) Недавно в одной из наших местных газет промелькнуло сообщение о том, что между нашей Таласской областью и субъектом Российской Федерации Республикой Алтай был подписан расширенный протокол о намерениях всестороннего сотрудничества. В ходе визита россиян «…выяснились любопытные параллели. Например, кыргызы и алтайцы сложились как народ из древнейших времён: с единой культурой, общим менталитетом, языковой идентичностью и генетическим паспортом. На Алтае, схожие с нашими, географические названия встречаются повсеместно: Боролдой, Чуй, Кара-Кужур, Боом, Таш-дёбё, Ак-суу, Чаткал и т.д.» [«Комсомольская правда – Кыргызстан», от 10.06.2011, с. 4].Список общих и аналогичных географических названий можно продолжить и далее: Аксы, Акташ, Ак-топурак, Артыбаш, Балыктык, Кайырма, Кароол-дёбё, Кош-агач, Кызыл-арык и др.В этой связи вспоминается, что во времена первого президента А. Акаева прародиной современных кыргызов признавалась Хакасия, поскольку господствовал исторический постулат о том, что «тянь-шаньские кыргызы около 1000 лет назад под воздействием центрально-азиатских племён были отделены от енисейских кыргызов – предков хакасов. Некогда великая империя воинственных кыргызов была разрушена и разделена на две части» [«Лица», от 23.09.2003, с. 2]. Дело доходило до того, что сам тогдашний президент летом 2002 г. посетил Республику Хакасию и её столицу Абакан и был со всеми приличествующими почестями принят руководителями края и республики А.Н. Лебедем и Н.В. Штыгашевым.Здесь нет особого противоречия в том, какой народ – алтайцев или хакасов – следует признать ближайшими родственниками кыргызов, поскольку и те, и другие проживают на Алтае, где, кроме них в Республике Алтай и Республике Хакасия, в соседних субъектах Российской Федерации: Республике Тыва, Алтайском крае и в южной части Красноярского края – проживают и другие тюркоязычные, родственные кыргызам по менталитету народы: тувинцы, шорцы и тофалары (карагасы).Разумеется, представляют интерес процесс, условия и время разделения некогда единого древнетюркского народа кыргызов и переселения его части на территорию современного Кыргызстана. В историографии имеется три гипотетические точки зрения на данную проблему:1) Тянь-шаньские кыргызы пришли на территорию современного Кыргызыстана с верховьев Енисея в XII–XIII вв. (родоначальники данной гипотетической точки зрения: Г.Ф. Миллер, В.В. Радлов, А.Н. Бернштам);2) Тянь-шаньские кыргызы ниоткуда не переселялись, а всегда обитали на современной территории (Ч. Валиханов, Н.Я. Бичурин, Н.А. Аристов);3) Кыргызская народность сложилась на Тянь-шане в результате слияния местных и пришлых из обширных районов Южной Сибири и Центральной Азии, в том числе и с Алтая, этнических компонентов (М.Б. Джамгерчинов, Ю.С. Худяков, С. Табышалиев).«Последняя гипотеза получила наибольшее распространение в современной науке. Она выработана на специальной научной сессии, посвящённой этногенезу кыргызского народа, состоявшейся в 1956 г. в г. Фрунзе. В результате широкого обмена мнениями между крупнейшими учёными разного профиля АН СССР, АН Кирг. ССР и научных учреждений других союзных республик было сделано заключение: Киргизский народ и его культура сложились… в результате взаимодействия по меньшей мере двух этнических компонентов: центрально-азиатского и местного средневекового. Один из важнейших ′узловых′ моментов этногенеза кыргызского народа, ближайший во времени, связан с событиями первой половины II тысячелетия н.э. В эту эпоху на территорию Кыргызстана проникают с северо-востока предки современных кыргызов, говоривших на уже сложившемся кыргызском языке» [Табышалиев С. «Происхождение кыргызского народа», Бишкек, 2001, с. 20].В сущности, мы согласны с последней гипотезой о смешанном характере происхождения кыргызского народа, но лишь с одной оговоркой: такое смешение происходило не в «первой половине II тысячелетия н.

Загрузка произведения. Подождите, пожалуйста.

Аттила предок кыргызов

Амангельды Абдыжапарович БЕКБАЛАЕВ

© Бекбалаев А.А., 2011. Все права защищеныПроизведение публикуется с разрешения автораНе допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использованияДата размещения на сайте: 19 октября 2011 года

/ Научные публикации, / Научные публикации, / Научные публикации, / Научные публикации,

Крупнейшая электронная библиотека произведений отечественных авторовПредставлены произведения, созданные за годы независимости

Новая литература КыргызстанаКыргызстандын жаңы адабиятыПосвящается памяти Чынгыза Торекуловича Айтматова

Готово Очистить поля

Введите числа, показанные на картинке:

Новая литература Кыргызстана

Комментариев нет:

Отправить комментарий